Previous Entry Share Next Entry
Доступно о Платоне
lilian_yume
После чтения отрывков Платоновского «Государства»:
  1. Есть справедливое и несправедливое. Плохо, когда поступают несправедливо, но еще хуже, когда несправедливость терпят. И если человек побывал в двух состояниях, он приходит к выводу, что лучше не терпеть и спокойно переговорить, заключить договор. Установления закона законны  и справедливы.
  2. Если дать человеку полную свободу действий, то он, под влиянием своекорыстия, пойдет туда, куда влекут его влечения (т.е. ни к чему хорошему). А в жизни главное – балланс, нахождение равновесия между всеми струнами души, называемое рассудительностью.
  3. Люди не могут делать все самостоятельно, они во многом будут лажать. Поэтому нужно создать государством с распределением обязанностей в соответствии со своими способностями, чтобы каждый занимался своим делом и не лез в чужое.  И, взаимодействуя друг с другом, они породят рынок продажи и покупки товаров и услуг с монетой в качестве обменного знака. Возникнет рынок. Появятся мелкие торговцы. И чтобы преуспеть в своем деле, он должен заниматься только торговлей и не лезть в земледельцы или ткачи.
  4. Но одними торговцами счастлив не будешь. Государство должно охраняться, это важно. Поэтому должны быть воины – стражи. С ними все жестко. Воины должны получить как гимнастическое (физическое), так и мусическое (духовное) воспитание, чтобы они думали то, что должны думать – для этого матерей и воспитателей должны заставить рассказывать только те мифы и рассказы, что дети должны слушать – цензуре ура! Духовно дети должны сформироваться еще раньше, чем физически.
  5. Стражами могут быть только люди, которые целью своей жизни поставили ревностное служение государственной пользе, и ничему, кроме пользы государства. Воины должны оберегать государство от внешних врагов и защищать добропорядочных граждан внутри полиса.
  6. Никакой частной собственности – и собственности вообще – для воинов. Жены общие, дети общие, еда общая – сплачивает, припасы общие –их получают от остальных граждан в уплату за то, что их защищают. Никакого золота-серебра-других-драгоценностей. Все по тем же причинам: чтобы не было зависти и своекорыстия.
  7. Идеальное государство – усредненное государство. Устранение богатства и бедности. Если разница не устранена, государство изнутри разбивается на два «лагеря»: богатых и бедных. И правитель может промахнуться с целью своей политики. Но если взять средства у одних граждан, передать их другим, или перевести представителей одного класса в другой – все будет круто!... – считает Платон, но большинство здравомыслящего населения планеты с ним не согласится.
  8. Консерватизм: законодатели, постоянно меняющие законы, уподобляются людям, рассекающим гидру. – помним, что установление законов справедливо и законно, а справедливость – это главное благо. Ну и мудрость. И рассудительность. Кстати, о рассудительности….:
  9. Идеальное государство добродетельно, т.е. мудро, мужественно, рассудительно и справедливо – это 4 добродетели идеального государства. Рассудительность – это нечто вроде порядка: это власть над определенными удовольствиями и  вожделениями. «Преодолей самого себя!». Рассудительность пронизывает не одну часть государства, как мужественность или мудрость (воины и философы), но все государство полностью. Рассудительность заставляет звучать все «струны» согласно между собой. Согласованность и есть рассудительность.
  10. Идеальное государство имеет три начала – три сословия, три начала человеческой души: 1) разумное 2) яростное 3) вожделеющее
  11. А видов устройства государства он выделяет 5 штук. И сравнивает его с людьми, живущими в конкретном государственном устройстве. Снова об идеале: идеальное государство – это добродетельное государство (см 4 добродетели в п.9), оно может быть с разными формами правления: царская власть, если правит один, аристократия – если несколько. Но оно в  любом случае будет идеальным.
  12. Поговорим о бабах: мужики и бабы равны, но одни равнее других. Бабам может и военным искусством заниматься, и в политике участвовать, но вы же понимаете… они же все-таки бабы….
  13. А, секс: беспорядочное совокупление недопустимо. Правители все равно не позволят, да и аморально это все (уж кто бы говорил, гребаные греки). И когда идеальное государство будет построено, уже потом можно думать, чтобы установить благочестивые и священные браки (ну да, самое сложное на потом можно отложить).
  14. Снова о государстве: благо и зло. Наибольшее благо для государства – быть единым. Наибольшее зло – падение единства. Логично, кэп!
  15. А чтобы вся эта задумка удалась, править должны философы! Ну или царь должен научиться философствовать. Государственная власть и философия должны слиться воедино.
  16. Тогда как подлинные правители – философы, софисты – жулики. Они же в совершенстве умеют перевоспитывать и переделывать людей всех категорий на свой лад. Они только и делают, что «густой толпой заседают», орут  и все отвергают. Извращенцы!
  17. Кстати, об извращенных формах государственного устройства. Это все, что несправедливо и не благодетельно, конечно же.
    1. Тимократия – государство честолюбцев. Развращенная аристократия. Все из-за войны и внутренних раздоров. Тимократический человек – жесткий, менее образованный, чем аристократ, слушает других, но не владеет словом сам. В молодости презрительно относится к деньгам, но к зрелости все больше их любит.
    2. Что происходит, если человек любит деньги? Правильно, он развращается! Сребролюбие уничтожает доблестных стражей, превращая их в …. Олигархов! В олигархии у власти стоят богатые, бедняки -  за бортом. Установление имущественного ценза становится нормой: чем выше ценз, тем более олигархично государство. И такой строй держится прежде всего на запугивании. Олигархический человек по версии Платона: потеряв нажитое состояние он ударяется в стяжательство и крайнюю бережливость. Забивает на разумность и яростный дух, обожает деньги. Главная цель в жизни: большеееее, еще больше денег!!!
    3. Но бедняков-то больше. И если они объединятся – кранты даже олигархам. Всех уравняют, противников уничтожат, править сможет кто угодно – и наступит демократия! Платон сравнивает такой государственный строй с пестрой тканью: ярко, красиво, привлекательно,  нравится женщинам-старикам-детям  (типа опустил). Но в таком строе нет необходимости принимать участие в управлении государством, появляется презрение к тому, что раньше считалось важным. Демократический человек не имеет должного воспитания, он попадает из бедности прямиком в пестрое разнообразие, полное вожделений. Тут уж не до рассудительности J
    4. Ну и замыкает нашу великолепную четверку лидер программы – тирания – противоположность абсолютной свободе, абсолютное рабство. К нему демократический строй подготавливает ненасытное стремление  к одному и пренебрежение всем остальным. Все еще послушных граждан смешивают с грязью, а лебезящих перед «большим кошельком» правителей восхваляют. В общем, тут выделится один жадный не до денег, а до власти. Тут-то свободе и конец.
Вот и все, что я пока заключила из прочитанного. Наконец-то, восприняла идею государства Платона и даже немного с ним поспорила (софист *презрительно*).



?

Log in

No account? Create an account